PBIM (136) № 3 2022


Subject of the article

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ У ВЕЛОСИПЕДИСТОВ, ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ (156-161)

Authors

Индиаминов Сайит Индиаминович1, Абдумуминов Хасан Норбобоевич2, Кушбаков Акбар Мавлидинович1

Institution

1 - Самаркандский Государственный медицинский университет, Республика Узбекистан, г. Самарканд; 2 - Самаркандский филиал Республиканского научно-практического центра судебно-медицинской экспертизы МЗ РУз

Abstract

Травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по всему миру продолжает оставаться на ведущем месте в структуре механической травмы, при котором могут травмироваться люди разного возраста, однако чаще всего страдают лица наиболее трудоспособного воз-раста. В процессе ДТП у большинства пострадавших формируется тяжелая сочетанная травма (СТ) двух и более частей тела, в составе которой преобладают повреждения структуры головы, груди, живота и ко-нечностей. Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей формирования повреждений органов брюшной полости у велосипедистов, постра-давших при ДТП. Материалы и методы исследования. Проведен анализ результатов заключений судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) в отношении 202 лиц велосипедистов, погибших при ДТП. Обстоятельства травмы были установлены на основании данных по-становлений о назначении СМЭ, протоколов осмотров мест происшествий и катамнеза погибших. Велосипе-дисты получали травмы в результате наезда движу-щихся транспортных средств сзади (151) и сбоку на корпус движущихся велосипедов (51). В 130 (65,35%) случаях смерть велосипедистов наступила на месте травмы, в остальных 72 (35,64%) случаях летальность отмечена в лечебно-профилактических учреждениях на 1 - 3 сутки после травмы. Результаты ис-следования. Наиболее частыми вариантами СТ на те-ле у велосипедистов, погибших при ДТП были: черепно-мозговая травма (ЧМТ) – 20,9 %, СТ - головы и груди (14,1 %), головы, груди и живота (12,1%), головы и нижних конечностей (7,8%). Другие виды СТ варьировали от 1,5 до 4,9 %. Преобладала частота поражений структуры головы (92,6%), структуры груди и органов грудной полости (56,9%), затем - живота (30,7%) и нижних конечностей (25,2%). Сравнительно в меньшей степени выявлены позвоночно–спинномозговые повреждения (ПСМП) – 10,4%, поражения структуры верхних конечностей с переломами костей (8,9%), повреждения структуры верхних и нижних конечностей с переломами костей (7,4%), травмы структуры лицевого отдела с переломами костей лица (6,0%), и повреждения структуры таза (3,5%). Выводы. Установлено, что при разных вариантах наезда ТС на корпус движущегося велосипеда у пострадавших велосипедистов, повреждения структуры органов живота выявляются в 30,7% случаях. При этом чаще всего формируются разрывы печени, затем – селезенки, вплоть до их размозжения с массивной кровопотерей, приводящих к смерти пострадавших на ранних сроках травм. Характер и локализация повреждений внутренних органов свидетельствовали об их формировании при падениях тела велосипе-дистов на твердое дорожное покрытие после наезда ТС на корпус велосипеда, что необходимо учесть в процессе судебно-медицинской диагностики повреж-дений. Характер, локализация и осложнения повреж-дений на теле пострадавших велосипедистов могут быть учтены в процессе организации и оказания меди-цинской помощи пострадавшим на этапах лечения. Сведения об обстоятельствах происхождения вело-травм могут стать основой для разработки меры профилактики по снижению и предотвращению ДТП.

Key words

велотравма, велосипедисты, органы живота, повреждения, диагностика.

Literature

1. Абакумов М.М., Лебедев Н.В., Малярчук В.И.// Повреждения живота при сочетанной травме. М.: Медицина, 2005. – 176 с. 2. Базаев А.В., Кокобелян А.Р., Королёв С.К., Родин А.Г. Массивные кровотечения при повреждениях печени у пострадавших с сочетанной травмой. Хирургия. Медиа. №2 (16) апрель 2015, с.11-14. 3. Дубровин И.А. и соавт. Характер повреждений позвонков у пострадавших в салоне легкового автомобиля при дорожно-транспортном происшествии// Судебно-медицинская экспертиза. – М., 2018. - №1 . – с. 12-15. 4. Жаров В.В. Судебно-медицинские аспекты летальных исходов от тромбоэмболических осложнений травм, заболеваний и некоторых патологических состояний / В.В. Жаров, И.Е. Панов, С.В. Шигеев // судеб.-мед.экспертиза. – 2003. - № 4. – С. 3-6. 5. Индиаминов С.И., Гамидов С.Ш. Характер и особенности формирования повреждений органов брюшной полости и структуры таза у пешеходов получивших травму при столкновениях с движущимися автомобилями. Журнал стоматологии и краниофациальных исследований. Материалы международной научно-практической конференции междисциплинарный подход по заболеваниям органов головы и шеи. Самарканд, 2021, с.10-13. 6. Смиренин С.А. и соавт. Возможности установления места расположения пассажира при травмах внутри салона автомобиля по повреждениям конечностей с использованием последовательного математического анализа// Судебно-медицинская экспертиза. – М., 2015. - №3 . – с. 29-35. 7. Цыбуляк Г.Н. и соавт. Частная хирургия механических повреждений / под ред. Г. Н. Цыбуляка. СПб.: Гиппократ, 2011. 576 с. 8. Шевченко К.В., Бородулин Д.В. Необычный случай отчленения нижней конечности при травме в салоне автомобиля.//Судебно-медицинская экспертиза. – 2019- №4. – с. 61-62. 9. Blaau I., Winkelhorst J. T., Rieu P. N., van der Staak F. H., Weinen M. H., Severinen R. S., van Vugt A. B., Weinen R. M. Pancreatic injury in children: good outcomes of non-surgical treatment.J Pediatric Surg. 2008; 43 (9): 1640 - 3. 10. А.M. Luu, K. Meurer, T. Herzog, W. Uhl and C. BraumannLuu et al. Diagnostic double strike in the emergency room - two cases of complete pancreatic ruptures due to bicycle handlebar injuries on two consecutive days. Journal of Medical Case Reports (2018) 12:85 Р.1-4.