Биология ва тиббиёт муаммолари 2025 №6 (166)


Subject of the article

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ: ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ «КЛИНИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ С ДИСТАНЦИОННОЙ ИММЕРСИЕЙ» (33-38)

Authors

Аминов Зафар Зайирович

Institution

Самаркандский государственный медицинский университет, Республика Узбекистан, г. Самарканд

Abstract

Введение. Цифровизация образования и эпидемиологические ограничения последних лет ак-туализировали потребность в разработке новых мо-делей дистанционного преподавания клинических дис-циплин. Представлена авторская модель «Клиническая спираль с дистанционной иммерсией» (КСДИ), направ-ленная на формирование клинического мышления и практических компетенций у студентов медицинских ВУЗов в онлайн-среде. Цель исследования. Оценить эффективность модели КСДИ в сравнении со стан-дартным дистанционным обучением при преподава-нии курса «Факультетская терапия». Материалы и методы. В исследовании приняли участие 80 студен-тов 4 курса, разделённых на две группы: эксперимен-тальную (обучение по модели КСДИ) и контрольную (стандартная дистанционная форма). Использовались инструменты оценки: CRP-тест клинического мыш-ления, финальный тест (MCQ), электронный OSCE и анкета удовлетворённости. Применены t-критерий Стьюдента и χ²-критерий при уровне значимости p<0,05. Результаты. Группа КСДИ показала более высокие результаты по всем оценочным критериям: CRP (82,5% против 74,3%), MCQ (78,7% против 73,1%), успешность e-OSCE (87,5% против 65%), а также более высокий уровень удовлетворённости (во-влечённость – 4,8 балла против 3,5). Вывод. Модель КСДИ продемонстрировала высокую эффективность в формировании клинического мышления, практиче-ских навыков и мотивации студентов в условиях дис-танционного формата.

Key words

дистанционное обучение, клиническое мышление, терапия, студенты-медики, педагогическое исследование.

Literature

1. Мусаев У. Ю., Ризаев Ж. А. Интерактивные методы обучения стоматологии в последипломном образовании как условие стимуляции познавательной деятельности // Научно-практический журнал Выходит один раз в два месяца. – 2020. – Т. 24. – №. 5. – С. 306. 2. Мусаев У. Ю., Ризаев Ж. А. Учредители: Об-щество с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала" E-line press // Stomatologiya Учредители: Общество с ограни-ченной ответственностью с участием иностранного капитала" E-line press". – №. 2. – С. 93-96. 3. Ризаев Ж. А., Хакимова С. З. Фармакодинамика и клиническое применение хондропротекторов при неврологических проблемах //Uzbek journal of case reports. – 2023. – Т. 3. – №. 2. – С. 44-47. 4. Ризаев Ж. А. и др. Дополнительные подходы к функциональной и визуализационной диагностике головного мозга при разработке индивидуализированных стратегий помощи для пациентов с неврологическими проблемами //Uzbek journal of case reports. – 2023. – Т. 3. – №. 4. – С. 15-19. 5. Ризаев Ж. А., Хакимова С. З., Заболотских Н. В. Результаты лечения больных с хроническим болевым синдромом при дорсопатии бруцеллезного генеза //Uzbek journal of case reports. – 2022. – Т. 2. – №. 3. – С. 18-25. 6. Bastos R.A., Carvalho D.R.D.S., Brandão C.F.S., Bergamasco E.C., Sandars J., Cecilio-Fernandes D. Solutions, enablers and barriers to online learning in clinical medical education during the first year of the COVID-19 pandemic: A rapid review // Medical Teacher. – 2022. – Vol. 44, № 2. – P. 187–195. 7. Baqir S.M., Mustansir F. Online Medical Education and Examinations during COVID-19: Perspectives of a Teaching Associate // Journal of College of Physicians and Surgeons Pakistan. – 2021. – Vol. 31, № 1 (Suppl.). – P. S16–S18. 8. Boonmak P., Suraseranivongse S., Pattaravit N., et al. Simulation-based medical education in Thailand: a cross-sectional online national survey // BMC Medical Education. – 2022. – Vol. 22, № 1. – Article number: 298. 9. Chambers J., Mistry K., Spink J., et al. Online medical education using a Facebook peer-to-peer learning platform during the COVID-19 pandemic: a qualitative study // BMC Medical Education. – 2023. – Vol. 23, № 1. – Article number: 293. 10. Donkin R., Yule H., Fyfe T. Online case-based learning in medical education: a scoping review // BMC Medical Education. – 2023. – Vol. 23, № 1. – Article number: 564. 11. Farooq F., Rathore F.A., Mansoor S.N. Challenges of Online Medical Education in Pakistan During COVID-19 Pandemic // Journal of College of Physicians and Surgeons Pakistan. – 2020. – Vol. 30, № 6. – P. 67–69. 12. Harel-Sterling M. Can you teach a hands-on skill online? A scoping review of e-learning for point-of-care ultrasound in medical education // Canadian Medical Education Journal. – 2023. – Vol. 14, № 6. – P. 66–77. 13. Hicks E.B., Kirwan J.T., O'Brien C.T., Higgins M.F. Innovating medical education – Bringing the clinical environment online // Medical Education. – 2021. – Vol. 55, № 11. – P. 1320–1321. 14. Lee J., Choi H., Davis R.O., Henning M.A. Instructional media selection principles for online medical education and emerging models for the new normal // Medical Teacher. – 2023. – Vol. 45, № 6. – P. 633–641. 15. MacLeod A., Cameron P., Luong V., et al. Questions of Well-Being and Inclusion in Online Undergraduate Medical Education During COVID-19: A 2-Phased Focused Scoping Review // Academic Medicine. – 2023. – Vol. 98, № 4. – P. 521–530. 16. Mortaz Hejri S. Online Medical Education: It Is Time to Listen to the Silence // Academic Medicine. – 2022. – Vol. 97, № 2. – P. 167–168. 17. Nepal S., Atreya A., Menezes R.G., Joshi R.R. Students' Perspective on Online Medical Education Amidst the COVID-19 Pandemic in Nepal // Journal of Nepal Health Research Council. – 2020. – Vol. 18, № 3. – P. 551–555. 18. Ricotta D.N., Richards J.B., Atkins K.M., et al. Self-Directed Learning in Medical Education: Training for a Lifetime of Discovery // Teaching and Learning in Medicine. – 2022. – Vol. 34, № 5. – P. 530–540. 19. Shibuya N. An Argument Against Online Continuing Medical Education // Journal of Foot and Ankle Surgery. – 2022. – Vol. 61, № 1. – P. 1–2