Top.Mail.Ru
×
Menu
  • Государственный Флаг Республики Узбекистан
  • Государственный Герб Республики Узбекистан
Close Menu

Общие сведения об университете

  Самаркандский государственный медицинский университет был основан по решению правительства республики 90 лет назад, в далёком уже от нас 1930 году. За свою славную историю наш университет прошёл долгой путь становления в качестве одного из ведущих медицинских вузов не только Узбекистана, но и всего центрально-азиатского региона.

  В 1930 году Постановлением Совета Народных Комиссаров Узбекистана №80 от 7 мая 1930 года в городе Самарканде был основан Государственный Узбекский медицинский институт (ГУзМИ). Это было большим событием для населения центрально-азиатского региона, так как самостоятельного медицинского высшего учебного заведения в этом регионе не было.

  Особое развитие Самаркандский государственный медицинский институт (с апреля 2022 года - Университет) получил после достижения республикой независимости. В 1997 году в стране была принята «Национальная Программа по подготовке кадров», а в 1998 году государственная программа реформирования здравоохранения, результатами которых стало создание в 1999 году факультета высшего сестринского дела. В 2001 году открылось отделение, а с 2005 года факультет медицинской педагогики, а в последующие годы факультеты стоматологии, медико-профилактического дела, медицинской биологии, фармации, а с 2020 года в учатся студенты по новому направлению «Народная медицина».

  В 2020 году коронавирусная пандемия COVID-19 коренным образом повлияла на все сферы жизни практически во всех странах мира. Высказываются даже предположения, что изменения настолько глубоки, что нам придётся приспосабливаться к ним, в смысле постоянного соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

  Сильнейшее влияние эта пандемия оказала и на сферы образования и обучения. Наш Университет, как и все образовательные учреждения республики с первых дней пандемии перешёл на дистанционные формы обучения. С 2013 года была создана и успешно функционировала своя электронная платформа обучения, и весь процесс обучения с апреля месяца и до конца учебного года проходил именно на ней.

  В силу специфики нашего вуза и то, что основной костяк его кадрового потенциала составляют работники системы здравоохранения естественно что с самого начала введения карантина они полностью сумели оперативно перестроить всю работу под требования дистанционного обучения. С начала 2020-2021 учебного года начала функционировать созданная совершенно новая электронная платформа института для проведения занятий в онлайн режиме, все основные учебные материалы переведены в электронный формат и помещены в специально созданные виртуальные ресурсные базы, к которым имеют доступ все преподаватели и студенты.

  Университетом было налажено сотрудничество с такими известными зарубежными вузами как Приволжский исследовательский медицинский университет, Чувашский национальный университет имени И.Н. Ульянова (РФ), Тернопольский национальный медицинский университет имени Я.Б. Горбачевского (Украина), Высшая школа бизнеса National Louis University (Польша), Белорусский государственный медицинский университет (Республика Беларусь) по подготовке кадров в бакалавриате и магистратуре по нескольким специальностям по программе двойного диплома. Активно идёт подготовка кадров по программе второго высшего образования совместно с корейской стороной. Также с 2020-2021 учебного года начат приём студентов из ИРП и Индии, также намеренных получить высшее медицинское образование в стенах вуза.

  24 декабря 2021 года Президентом Республики Узбекистан были подписаны два важных документа касательно коренных изменений в системе высшего образования «О дополнительных мерах по обеспечению академической и организационно-управленческой самостоятельности государственных высших образовательных учреждений» и «О мерах по обеспечению финансовой независимости государственных высших учебных заведений».

  Принятые документы открыли новую страницу в разщвития вузов страны. В соответствии с данными документами ВУЗы будут обладать такими правами и возможностями как создание и издание учебников и другой учебной и научной литературы на основе собственного плана для высшего учебного заведения и его филиалов; создание и внедрение механизмов внутреннего контроля качества образования; осуществление основных видов деятельности, связанных с образованием, наукой, внедрением и коммерциализацией ее результатов, создание негосударственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций; утверждение структуры учреждения и определение штатной численности независимо от нормативов, установленных для высших учебных заведений; открытие новых направлений и специальностей исходя из потребностей рынка труда, прекращение существующих направлений и специальностей; установление порядка приема, увольнения и внутренней ротации преподавателей и других сотрудников; прием иностранных граждан на платной основе и организация дистанционного обучения. Ректор особо подчеркнул, что данные документы дают не только права и самостоятельность, но и возлагают особую ответственность по их реализации на коллектив института.

  Согласно данным документам, утвержден перечень государственных высших образовательных учреждений, куда вошёл и Самаркандский государственный медицинский университет, которым с 1 января 2022 года предоставляется финансовая самостоятельность. Вузы будут полномочны самостоятельно принимать решения по вопросам определения стоимости обучения на платно-контрактной основе, установления и продления сроков оплаты платного контракта студентами, привлечения на договорной основе отечественных и зарубежных профессоров-преподавателей и специалистов, способных применять современные педагогические технологии в образовательном процессе и проводить научные изыскания, установления размеров оплаты труда зарубежных высококвалифицированных специалистов, привлеченных к учебно-научным процессам, разработки нормативов введения штатных единиц профессоров-преподавателей, выделения стипендий и грантов для студентов за счет собственных средств, прямой закупки учебной и научной литературы, учебников и учебных пособий из зарубежных государств у производителей, имеющих авторские права, определения порядка оказания платных услуг в пустующих зданиях и сооружениях, определения годового лимита пробега автотранспортных средств и требований к их обслуживанию.

  Начиная с 2022-2023 учебного года вошедшие в перечень вузы, в академической сфере будут наделены полномочиями - утверждать учебные программы и планы, а также квалификационные требования; определять язык и форму обучения; устанавливать сроки обучения на бакалавриате и магистратуре, утверждать порядок осуществления научного руководства докторантами и соискателями; вводить заочное, вечернее, дистанционное обучение на магистратуре; разрабатывать и издавать учебники и другую учебную и научную литературу для вузов; определять и внедрять внутренний контроль качества образования. Также они могут сами выносить решения о переводе иностранных граждан из зарубежных вузов, утверждать порядок своих экзаменов и критерии оценки.

  С 2022-2023 учебного года вузы смогут - создавать структурные подразделения, занимающиеся деятельностью в сфере образования, науки, а также внедрением и коммерциализацией результатов исследований. Также вузы будут самостоятельно определять правила внутреннего распорядка, в частности форму одежды. Будет создан наблюдательный совет, в котором будут участвовать представители заведующих вузом ведомств и министерств, а также общественности. Наблюдательные советы получат широкие права и полномочия в деятельности вуза. Согласно Постановлениям студенты, исследователи и преподаватели получат бесплатный доступ к международным базам данных. Литература в библиотеках вузов будет оцифрована и опубликована на платформе Минвуза «Электронная библиотека». Вся отчётность в вузах будет переведена в онлайн-формат и для этого Минвуз совместно со Всемирным банком поэтапно внедрят Информационную систему управления процессами высшего образования. А освобождение от таможенных пошлин на импорт учебного, научно-лабораторного и специального оборудования, учебной и научно-методической литературы, обучающей мультимедийной продукции и техники до 2024 года, будет способствовать ещё большему укреплению материально-технической базы и потенциала вуза.

  Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 1 апреля 2022 года «О создании Самаркандского государственного медицинского университета и дальнейшем совершенствовании системы подготовки кадров в данной сфере» по созданию современного медицинского университета в древнем Самарканде на базе Самаркандского государственного медицинского института, воплощающего в себе самые передовые достижения отечественного и международного опыта, имеет на наш взгляд стратегически важное значение. Наш вуз обладает всем необходимым для этого, в том числе мощным научно-педагогическим потенциалом, богатой материально-технической базой, давними традициями подготовки квалифицированных медицинских кадров. Согласно постановлению Президента ориентация учебного процесса на формирование практических навыков, широкое внедрение передовых педагогических технологий, учебных планов и инновационных материалов на основе международных образовательных стандартов, создание необходимых условий для обеспечения сочетания теоретических знаний и практики в клинике и учебной базе, разработка программ академической мобильности студентов, преподавателей и научных работников в рамках сотрудничества с зарубежными медицинскими вузами, проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований для решения существующих проблем в медицинской практике, постепенное внедрение концепции «Университет 3.0», которая обеспечивает интегральную связь медицинского образования, науки, практического здравоохранения с реальными отраслями экономики.

  Особое внимание в Постановлении уделено и развитию практической направленности Университета, в частности на базе Самаркандской областной больницы восстановления здоровья запланировано создание Научно-исследовательского института реабилитологии и спортивной медицины, многопрофильной клиники Университета и Специализированной детской хирургической клиники на базе первой и второй клиник Самаркандского государственного медицинского института, Научно-исследовательского института микробиологии, вирусологии, инфекционных и паразитарных заболеваний имени Л. М. Исаева на базе филиала имени Л. М. Исаева Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра эпидемиологии, микробиологии, инфекционных и паразитарных заболеваний и его клиники, Специализированного научно-практического центра нейрохирургии и нейрореабилитации, Научного центра иммунологии, аллергологии и геномики человека.

  В настоящее время обучение в ВУЗе осуществляется на 9-ти факультетах по 9-направлениям бакалавриата:

Факультеты:

• «Лечебный факультет»;

• «Педиатрический факультет»;

• «Факультет медицинской педагогики»;

• «Факультет высшего сестринского дела»;

• «Факультет стоматологии»;

• «Факультет фармации»;

• «Факультет медицинской профилактики, общественного здоровья и медицинской биологии»;

• «Международный факультет»;

• «Факультет последипломного образования»

Направления бакалавриата

• «Лечебное дело», организованный в 1930 году;

• «Педиатрическое дело» - в 1963 году;

• «Профессиональное образование (лечебное дело)» - в 2005 году;

• «Высшее сестринское дело» - в 2005 году;

• «Стоматология» - в 2009 году;

• «Медицинская профилактика» (2016),

• «Фармация» (2018),

• «Медико-биологическое дело» (2018)

• «Народная медицина» (2020)

С 2020 года в институте начали свою деятельность 6 совместных образовательных программ и международная программа «MBBS»

• “Лечебное дело”

• “Педиатрическое дело”

• “Стоматология”

• “Высшее сестринское дело»

• «Клиническая психология»

• «Менежмент: менежмент в здравоохранении»

• «MBBS»

  Данные факультеты осуществляют свою деятельность на базе 74 кафедр, имеющих 1190 аудиторий оборудованных современными компьютерами и 75 мультимедийных классов. При Самаркандском медицинском институте функционирует Академический лицей.