Gepato-gastroenterologik tadqiqotlar jurnali 2021, №3 1-TOM


Subject of the article

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ПАТОГЕНЕЗА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ В КУЛЬТУРАЛЬНО-СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ УЗБЕКИСТАНА (55-59)

Authors

Арзикулов А.Ш., Аграновский М.Л., Абдумухтарова М.К

Institution

Андижанский государственный медицинский институт

Abstract

Цель исследования: сравнительно-возрастное изучение динамики клинических проявлений и оценка основных факторов патогенеза акцентуации характера в культурально-социальных условиях Ферганской долины Узбекистана. Под наблюдением был охвачен 141 подросток в возрасте от 12 до 18 лет с разными вариантами типов акцентуации характера. У всех наблюдаемых в анамнезе не было указаний на выраженную органическую или психопатологическую симптоматику. Анализ предъявляемых детьми и подростками с акцентуациями характера жалоб показал ее массивную соматизацию, которая характеризовалась полиморфными вегето-висцеральными нарушениями в различных органах и системах (пищеварительной, кожной, респираторной, двигательной, сердечно - сосудистой, выделительной, эндокринной) нарушениями терморегуляции и альгическими проявлениями. Высокая частота симптомов вегетовисцеральных нарушений и их полиморфность и полисистемный характер у наших школьников указывают на возможную роль вегетативного дисбаланса в генезе манифестации акцентуации характера. Резюме: представленные клинические факты свидетельствуют, что начало периода полового созревания, эндокринно-вегетативные и генетические взаимоотношения влияют на развитие личности в ее новых условиях и приводят к манифестации и раскрытию черт определенного эндогенно обусловленного типа акцентуации характера.

Key words

Подростки, патогенез, акцентуации характера, нарушения адаптации.

Literature

Драганова, О.А. Формирование психологического здоровья школьников как основное направление психолого-педагогического сопровождение участников образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. -Т.22. -№ 4. - С.109 – 113. 2. Елисеева, Ю.В. Медикосоциальные аспекты сохранения здоровья подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2019. - Т. 27, № 2. - С. 113 – 117. 3.Лапшина, Е.А. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: психология и образование. - 2017.- № 9 (39). - С. 15 - 18. 4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд: Питер, 2019, 304 с. 5.Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11-х классов средней школы // Российский педиатрический журнал. - 2017. - Т. 20. - № 6. - С. 346 - 353. 6.Слипка, М.И. Подросток: здоровье и болезни в современном мире // Системная интеграция в здравоохранении. - 2015. - №1(25). - С. 5. 7.Состояние здоровья современных подростков Глава 1. В кн.: Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография. М.: Издательство «Педиатрь», 2014. 8.Царькова, О.В. Методологические и методические проблемы психодиагностики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 1-2. - С. 65 - 69. 9.Genetic and environmental influences on psychological traits and eating attitudes in a sample of Spanish schoolchildren // Rev Psiquiatr Salud Ment. - 2017. - Jul. - Sep., Vol. 10(3). - P. 134 - 142. doi: 10.1016/j.rpsm. 10.Honkala, S. World Health Organization approaches for surveys of health behaviour among schoolchildren and for health-promoting schools // Med Princ Pract. - 2014. - Vol. 23. Suppl 1. - P.24 - 31.