Doktor axborotnomasi 2025, №1.1 (118)


Тема статьи

СИНДРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ И ПОСТДИДАКТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: ПРАВОМОЧНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ПЕДИАТРИИ (136-140)

Авторы

В. М. Ганузин, Л. И. Мозжухина, Г. С. Маскова

Учреждение

Ярославский государственный медицинский университет Минздрава РФ, Ярославль, Россия

Аннотация

В статье показано влияние психотравмирующих факторов в образовательной среде на возникновение синдрома педагогического насилия и постдидактического стрессового расстройства. Предлагается объеди нить усилия специалистов разных областей с целью принятия превентивных мер по предотвращению данных негативных явлений.

Ключевые слова

синдром педагогического насилия; постдидактическое стрессовое расстройство; дети.

Литературы

1. Ганузин В.М. О правомочности применения в педиатрии термина «синдром педагогического насилия». Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003: 77. 2. Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении. Медицинская психология в Рос сии. 2013; 5(5): 15. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15150 (дата обращения: 07.01.2024). 3. Ганузин В.М. Анализ психотравмирующих факторов, негативно влияющих в школьном возрасте: рядовые школьных войн (обзор литературы). Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021; 21(4): 99 110. 4. Ганузин В.М. О правомочности использования термина «постдидактическое стрессовое расстройство» в педиатрии. Воронцовские чтения. Санкт-Петербург-2024: Сборник материалов XVII Всероссийской науч но-практической конференции, Санкт-Петербург, 15–16 марта 2024 года. Санкт-Петербург. 2024; 29-31. 5. Ганузин В.М., Борохов Б.Д. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор). Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. 2022; 14(1) – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 07.01.2024). 6. Медико-социальные аспекты жестокого обращения с детьми. Д. О. Иванов, И. Д. Ляхов, З. В. Давыдова [и др.]. Children's Medicine of the North-West. 2024; 12(1): 5-18. – DOI 10.56871/CmN-W.2024.98.73.001. 7. Милушкина О.Ю., Дубровина Е.А., Григорьева З.А., Козырева Ф.У., Пивоваров Ю.П. Влияние современ ной образовательной среды на нервно-психическое здоровье детей школьного возраста. Российский вест ник гигиены. 2023; 4: 47–56. DOI: 10.24075/rbh.2023.085 8. Рябинина, М.В. Влияние школьного постдидактического стресса на успешность высшего образования. Обзор педагогических исследований. 2023; 5(7): 18-23. 9. Фокина М.В., Чумаков С.А. Феноменология педагогического насилия [Электронный ресурс]. Междуна родный журнал экспериментального образования. 2020; 3: 47-52. 10. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11964 (дата обращения: 07.01.2024). 11. Astitene K., Barkat A. and Lahlou L. Post Traumatic Stress Disorder among Adolescents Schooled in Public Schools. Open Access Library Journal, 2018; 5: 5019. https://doi.org/10.4236/oalib.1105019 12. Longobardi C., Prino L.E., Fabris M.A., Settanni M. Violence in school: an investigation of physical, psychologi cal, and sexual victimization reported by italian adolescents. Journal of School Violence. 2019; 18(1): 49-61. DOI: 10.1080/15388220.2017.1387128 13. Matusov E., Sullivan P. Рedagogical violence. Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020; 54(2): 438-464. https://doi.org/10.1007 / s12124-019-09512-4 14. Waterman, E. A., Mitchell, K. J., Edwards, K. M., & Banyard, V. L. Impact of Peer Victimization on Adolescent Suicidality and Depressed Mood: Moderating Role of Protective Factors. Journal of School Violence, 2024; 23(4): 419–432. https://doi.org/10.1080/15388220.2024.2309569 of Intervention. 15. Wolgast A., Fischer,S.M., Bilz, L. Teachers’ Empathy for Bullying Victims, Understanding of Violence, and Like lihood Journal doi.org/10.1080/15388220.2022.2114488 of School 140 Violence. 2022; 21(4): 491–503. https:/